Кен Уилбер об Эннеаграмме

Письмо Кена Уилбера в Международную Ассоциацию Эннеаграммы

Интерактивный перевод Ирины Каропа

Кен Уилбер об ЭннеаграммеЭннеаграмма – это удивительно полезная и точная система психологического и духовного развития. Действительно поражает то, насколько безошибочно точно описаны типы – и это исключительная характеристика для типологии, в которой присутствует такое большое количество типов.

Конечно же, всегда есть способы что-то привносить в систему, делать ее еще более полной и полезной. Вот несколько моих соображений относительно Эннеаграммы:

Первое, это важность интеграции в нее аспекта развития. Многие исследователи в области Эннеаграммы уже сделали это, и с весьма успешным результатом. Преимущество включения в систему аспекта развития заключается в том, что сознание само по себе постоянно развивается, переходя, в частности, от эгоцентрического к этноцентрическому, далее к мироцентрическому и далее к космоцентрическому, и с каждым переходом обретая более широкую идентичность, большую способность к любви, заботе и состраданию, большую способность к более широкому восприятию.

Таким образом, типы также проходят через определенные фундаментальные изменения их характеристик, и возможность отслеживать эти изменения позволяет системе быть еще более точной и полезной.

Идея развития лежит в самой основе Эннеаграммы. Поэтому люди, которые хорошо понимают Эннеаграмму, не любят называть ее типологией. Определение своего типа – это лишь начальная точка работы с Эннеаграммой, целью которой является, безусловно, освобождение от идентификации со своей Личностью (типом) и развитие доспута к Сущностному состоянию – состоянию осознанности, соединенности и свободы. Изучить и непосредственно исследовать Уровни развития типов Эннеаграммы вы можете на курсе Мастер Эннеаграммы ICTA

Другой важный момент заключается в том, что типы можно рассматривать изнутри – через непосредственное знакомство – и снаружи – через описание. Большинство людей, несмотря на то, что они попадают в состояния других типов в определенных условиях, большую часть времени находятся в одном типе. Таким образом, они видят этот тип изнутри, и они смотрят на внешний мир через призму восприятия этого типа.

Остальные типы мы познаем не столько через непосредственное знакомство, сколько через описание. Некоторые программы по изучению Эннеаграммы направлены на то, чтобы развивать способность сознания перемещаться из одного типа в другой с большей свободой и легкостью, и таким образом, все больше познавать другие типы через знакомство, и все меньше через описание.

Процесс изучения Эннеаграммы просто невозможен без опыта “непосредственного знакомства”. “Непосредственное знакомство” с типом возникает только в контакте с живыми людьми, через отношения с ними. На тренингах по Эннеаграмме опыт “непосредственного знакомства” с другими типами возникает благодаря 2-м методам: глубинным интервью типов и моделированию типов Эннеаграммы. Моделирование других типов – одна из центральных тем 2-го модуля Практика Эннеаграммы ICTA

Также важно помнить, что типы – это структуры сознания, в дополнение к которым существуют также состояния сознания. Состояния раскрываются нам в таких процессах как медитация – и в различных мировых созерцательных традициях есть свои описания стадий развития состояния сознания по мере продвижения в медитации – обычно эти стадии описывают движение от грубого к тонкому, далее к каузальному, далее к чистому Свидетельствованию и далее к чистому недвойственному Единству.

И здесь важно отметить, что тип Эннеаграммы влияет на то, как человек будет интерпретировать эти состояния. И это очень ценная информация. Мы по-разному воспринимаем тонкие или каузальные состояния – например, 5 и 9 по-разному будут проживать эти медитативные состояния, и владение этим знанием просто бесценно для общего процесса развития.

Исследовать Сущностные состояния типов мы начинаем на 2-м модуле Практика Эннеаграммы и продолжаем в процессе всей программы обучения.

Еще один аспект. Каждый из типов можно рассматривать из разных позиций – из 1-го 2-го и 3-го лица. 1-е лицо – это говорящий, обычно оно обозначается местоимениями я, мне, меня, мой в единственном числе и мы, нам, нас, наш во множественном. 2-е лицо – это тот, кому адресовано сообщение, обычно оно обозначается местоимениями ты, тебе, тебя, твой в единственном числе и вы, вам, вас, ваш во множественном. 3-е лицо – это предмет или человек, о котором идет речь, обычно оно обозначается местоимениями он, оно, его, нем, она, ее, ней в единственном числе и они, них, их во множественном.

Каждая из этих перспектив – через которые могут восприниматься такие явления как искусство, мораль и наука, или Добро, Истина и Красота – будут по-разному восприниматься разными типами, и об этом также важно помнить. Например, говоря о морали, человек 3 типа будет иметь в виду совсем не то же самое, что человек 7 типа.

И самое важное относительно различий в восприятии типов – это то, что ни одно из них не является «правильным» или «единственно верным» способом восприятия, каждое из них является ценным и его стоит учитывать.

Это центральный подход в изучении Эннеаграммы в целом. Нет лучших или худших типов – мы разные и именно в этом состоит одновременно самая большая сложность и самая большая красота этого мира. Особенности взаимодействия типов исходя из различий в их восприятии и мышлении мы начинаем изучать на 2-м модуле Практика Эннеаграммы ICTA и продолжаем в процессе всей программы обучения.

Можно сказать, что сложно построить типологию, руководствуясь принципом «универсального размера», и чем больше измерений мы учитываем, рассматривая тот или иной вопрос, тем более полной и интегральной становится систем. Этот принцип верен и относительно Эннеаграммы.

Я шлю всем вам мои наилучшие пожелания в проведении этой чудесной конференции, которая объединяет людей, интересующихся этой самой захватывающей системой психологического и духовного развития.

Много любви и света всем вам,
Самые лучшие пожелания,
Кен Уилбер

Оригинал текста размещен на сайте IEA http://www.internationalenneagram.org/